• Девушка Эльф
    Методические разработки
  • Девушка в чёрном
    Интерактивные задания
  • Девушка в красном
    Презентации
  • Девушка в свадебном платье
    Итоговая аттестация
  • Девушка с бабочкой
    Разработки уроков
Главная » Статьи » Ученые биологи » ученые биологи

Аристотель

   Величайший древнегреческий философ, по праву считается «отцом» многих наук, в том числе биологии. Первым вел наблюдения за живыми объектами и сделал попытку их систематизировать.

   Родился в небольшом городке Стагире в Македонии (отсюда его прозвище Стагирит). 17–ти лет он поступил в Платоновскую академию в Афинах, бывшую центром науки того времени. Он находился в ней 20 лет, до смерти своего учителя Платона. Платон называл своего лучшего ученика «мозгом» Академии. Однако Аристотель в построении своей философской системы далеко отошел от своего учителя и подверг его методы сокрушительной критике. Учение Аристотеля, в отличие от платонизма, признает равноправие идеального и материального миров. Особое внимание он уделял тому, что называл «движение». Кроме собственно движения под этим он понимал эволюцию. Аристотель, отличавшейся необычайным трудолюбием и энергией, стремился в своих работах охватить все области знания и жизни.

   Покинув Академию, Аристотель получил приглашение ко двору известного своими богатствами царя Гермия. В 343 г. македонский царь Филипп II пригласил Аристотеля стать воспитателем своего сына Александра, будущего великого завоевателя Александра Македонского. Аристотель занимался изучением природы при дворе Гермия, а когда Александр получил власть и начал свои знаменитые походы, то ученый получил от своего ученика истинно царский подарок. В Македонии был создан первый известный нам зоологический сад. Для этого учреждения трудились тысячи человек, находившие животных в Греции и Азии по мере продвижения армии Александра. У Аристотеля были охотники, птицеловы, рыбаки, пастухи, хранители прудов, птичников и лесов, подобранные так, чтобы ни одно живое существо не ускользнуло от их внимания. Аристотель получал от этих людей сведения (можно предположить, что для них составлялись вопросники) и на основе этих сведений написал около 50 книг. Есть сведения, что он изучал и растения, но ни одна из этих книг не сохранилась.

   По образцу Платоновской академии Аристотель основал свою школу, названную Ликей, так как она находилась при храме Аполлона Ликейского. Здесь он учил, все живые существа обладают душой («энтелехия»), но разного уровня. Например, растения имеют души низшего порядка. Аристотель искал связи между всеми живыми существами и пытался систематизировать живые существа, составляя иерархическую лестницу.

   До нас дошли следующие его биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе».

   Аристотель сопровождал свои труды рисунками, ссылки на них неоднократно встречаются, но сами рисунки до нас не дошли. Однако из описания рисунков совершенно ясно, что некоторые из них можно было сделать, только опираясь на анатомические вскрытия.

   Аристотель уже явно отделял, например, млекопитающих от других животных. Он знал, что их отличительный признак – органы воздушного дыхания (легкие) и теплокровность, знал, что они живородящи, питают детей молоком и что плод, пока находится в утробе матери, прикрепляется к матке пуповиной и органом, впоследствии названным последом. Ему было известно, что ни один из этих признаков не встречается у рыб. Аристотель отделил от рыб китов и дельфинов и поместил их в непосредственной близости к млекопитающим на своей «лестнице».В этом отношении он опередил многих натуралистов Средневековья, которые относили китов к рыбам.

   К «лестнице природы» Аристотеля натуралисты вернулись лишь только к XVII–XVIII вв.

   Аристотель много занимался вопросами размножения и наследственности. Он трактовал их с точки зрения своей теории о материи и «душе». Так, семя самца, смешиваясь с выделениями самки, образует зародыш. При этом выделения самки – материя, то есть возможность возникновения зародыша, а семя – «форма», закладывающая «душу» или принцип развития. Здесь «душа» Аристотеля очень близка по смыслу к «генетическому коду».

   В сочинениях Аристотеля есть и ошибочные описания и неверные толкования. При том почтении, которое испытывали к нему ученые Средневековой Европы, все его ошибки старательно воспроизводились (а верные описания, например, живорождения у рыб, считались иногда ошибкой). Схоласты предпочитали описания Аристотеля наблюдению за живой природой, но сам ученый, естественно, не виноват в таком истолковании своих трудов. Он заложил основу и практических исследований, и теоретических обобщений.

   Ликей Аристотеля наряду с Академией его учителя стал прообразом высших учебных заведений, университетов.

   Вернувшись незадолго до смерти Александра в Афины, он после кончины своего царственного ученика подвергся преследованиям, был обвинен в неуважении богов (как некогда Сократ, учитель его учителя Платона) и бежал на остров Эвбея, где покончил с собой.

Категория: ученые биологи | Добавил: lesonenpp (14.10.2017)
Просмотров: 18 | Рейтинг: 5.0/1