Годы жизни |
Возрастная классификация |
Характеристика |
До 1 |
Грудной возраст. Первые 10 дней – новорожденный период |
Большую часть суток новорожденный спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Новорожденные дети лучше всего усваивают белки, жиры и углеводы женского молока. С двухмесячного возраста в рацион грудных детей добавляют овощные и фруктовые пюре и соки. Происходит много изменений в двигательной системе: в конце первого месяца ребенок пытается распрямлять ножки, на 6 неделе поднимает и удерживает голову, на 6 месяце сидит, в конце первого года жизни делает первые шаги. Интенсивно развивается и психика ребенка. На втором месяце он улыбается, к 4 месяцу берет игрушки, различает взрослых. Во второй половине грудного возраста у ребенка появляется более сложное поведение, он начинает понимать многие фразы. |
1–3 |
Ранний детский возраст |
Ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, у него появляется стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоутверждению. Появляется много новых двигательных навыков. |
3–6(7) |
Первый детский возраст (дошкольный) |
Дети проявляют большой интерес к окружающему миру, развиваются воображение, воля и характер. В этот период у детей продолжает расти головной мозг и формируется внутренняя речь. Умственное и физическое развитие ребенка во многом определяется игрой. |
7(8)–11(12) |
Второй детский, возраст (младший школьный) |
Поступление в школу является наиболее трудным этапом в жизни ребенка. Возникает потребность в серьезной деятельности, а произвольное внимание еще слабое. |
13–16 (юноши)
12–15 (девушки) |
Переломный, или подростковый, возраст (старший школьный) |
У подростков происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Эта перестройка связана с интенсивным образованием половых гормонов и с половым созреванием. Развиваются вторичные половые признаки, происходит усиленный рост организма. В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражимость, наблюдаются расстройства сна, возможны резкие перепады настроения. В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личности. |
17–21 (юноши)
16–20 (девушки) |
Юношеский возраст |
Продолжается созревание организма. Большинство клеток организма постоянно обновляются. До двадцати лет процесс образования новых клеток преобладает над процессом их гибели, поэтому организм продолжает расти. |
22–35 (мужчины)
21–35 (женщины) |
Возраст ранней зрелости |
Период относительной стабильности телосложения. Человек ищет возможности реализации своих индивидуальных способностей. Наиболее благоприятный детородный период. |
36–60 (мужчины)
36–55 (женщины) |
Возраст поздней зрелости |
После 36 лет равновесие между образованием новых клеток и их гибелью смещается в сторону атрофии клеток, более всего это касается нервной и костной тканей. До 40 лет тело не претерпевает сильных изменений. Постепенно наступает физиологическое угасание репродуктивной функции, появляются морщины, седеют волосы, часто развивается гиподинамия. |
61–74 (мужчины)
56–74 (женщины) |
Преклонный возраст (пожилой) |
Продолжается до появления старческих изменений: окостенения черепных швов, выпадения зубов и т.д. |
75–90 |
Старческий возраст |
Кончается смертью в связи с вырождением органов и затуханием их функций. |
Свыше 90 |
Возраст долгожительства |