• Девушка Эльф
    Методические разработки
  • Девушка в чёрном
    Интерактивные задания
  • Девушка в красном
    Презентации
  • Девушка в свадебном платье
    Итоговая аттестация
  • Девушка с бабочкой
    Разработки уроков
Главная » Статьи » Программы по биологии » 6 класс

Программа по биологии 6 класс 34 часа

Программа курса

Рекомендации учителю для изучения курса биологии в 6 классе при выделении на преподавание предмета 1 часа в неделю (34 часов в год)

Пояснительная записка

С принятием нового образовательного стандарта возникла необходимость при изучении биологии в 6 классе сократить число учебных часов в неделе и в году вдвое. В этой связи следует обратиться к администрации школы для изыскания возможностей полноценного изучения данной дисциплины по два учебных часа в неделю (например, за счет школьного компонента).

Однако, если школа не может предоставить такие возможности, то мы предлагаем рекомендации, которые помогут учителю обеспечить должное изучение основных понятий данной дисциплины при использовании нашего учебника для 6 класса.

Уточнения и корректировка тематического плана уроков для одночасового изучения биологии в 6 классе в основной школе по нашему учебнику приводятся в методических рекомендациях и поурочных планах.

Все рекомендации даются по тексту 2-го, переработанного издания учебника, вышедшего в свет в 2004 г.

Методические рекомендации

Необходимое приведение содержания учебников в соответствие с новым образовательным стандартом для базового уровня изучения биологии в 6 классе, рассчитанным на 1 учебный час в неделю (34 часа в год) осуществляется следующим образом:

  1. Мы стараемся сохранить в учебнике в должном объеме экологическую, гуманистическую, культурологическую направленность изучения дисциплины о живой природе.
  2. Как и прежде часть текста, не предназначенного для обязательного изучения, обозначена шрифтом, отличным от основного, и отмечена значком "зеленого листа".
  3. Из материала, данного основным шрифтом и ориентированного ранее на полноценное (2 часа в неделю) изучение биологии, мы с большим сожалением предлагаем целиком исключить ряд параграфов: §5, 6, 11, 29, 33, 44, 45, 49, 58, 59.
  4. В оставшихся параграфах производим существенное сокращение учебного материала.

    Для того, чтобы учителю точно определить, какой материал следует использовать, а какой опустить, нам пришлось пронумеровать все абзацы текста, представленного основным шрифтом. С учетом этой нумерации мы даем подробные рекомендации к каждому параграфу, которые изложены впоурочном плане, приведенном ниже. Отметим, что в тех параграфах, где для изучения предлагается лишь часть учебного материала, последние, итоговые, абзацы (они обведены зеленой рамкой) мы считаем обязательными.

  5. Изучению предмета биологии в 6 классе помогут также наши авторские рабочие тетради для учащихся, дидактические карточки и методическое пособие для учителя. Однако в них должны быть учтены те изменения, которые мы предлагаем.

Тематический план курса биологии для 6 класса основной школы по учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" под редакцией профессора И.Н. Пономаревой при выделении на изучение 1 часа в неделю, 34 часов в год

Поурочный план курса биологии для 6 класса основной школы по учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" под редакцией профессора И.Н. Пономаревой при выделении на изучение 1 часа в неделю, 34 часов в год

Урок 1. Мир растений. Наука о растениях - ботаника. (Весь §1, а также 4, 9, 11 и 12 абзацы из введения.)

Урок 2. Строение растений. (Весь §2. Урок начать с лабораторной работы "Знакомство с цветковым и споровым растениями", где и раскрыть особенности строения растений.)

Урок 3. Условия жизни растений на Земле. (Весь §4.)

Урок 4. Строение растительной клетки и ткани. (Весь §7, а также 2, 3 и итоговый абзацы § 9.)

Урок 5. Процессы жизнедеятельности клетки. (Весь §8.)

Урок 5. Процессы жизнедеятельности клетки. (Весь §8.)

Урок 7. Корень, его внешнее и внутреннее строение. (§13 и 14. Из §13 опустить абзацы 7, 8, 12 и 13. Из §14 взять для изучения 3, 4, 5, 8 и итоговый абзацы.)

Урок 8. Побег. Строение и значение его для растения. (§16 и 17. Из §16 взять для изучения весь текст. Из §17 взять лишь первые четыре абзаца на с. 63. Лабораторную работу остроении почек растения проводить по усмотрению учителя.)

Урок 9. Лист - часть побега. Значение листа для растения. (§18 и 19. Из §18 взять все четыре абзаца на с. 67; 7, 8, 9 и 10абзацы на с. 68 и 11 абзац на с. 69 о кожице, устьице, мякоти ифотосинтезе; итоговый абзац. Из §19 взять тексты только об испарении, газообмене и листопаде, а также итоговый абзац.)

Урок 10. Стебель - часть побега. Его внешнее и внутреннее строение. (Весь §20.)

Урок 11. Многообразие стеблей. (§ 21 и 22. Из §21 взять только первые четыре абзаца на с.79 и итоговый абзац. §22 взять полностью и проработать этот материал в процессе проведения лабораторной работы.)

Урок 12. Цветок. Его строение и значение для растения. (§23 и 24. Из §23 следует опустить текст об однодомности и двудомности растений, но сохранить следующий абзац о соцветии. Далее весь текст, кроме итогового абзаца, опустить. Из §24 взять для изучения только 2, 3, 4 и 5 маленькие абзацы на с.91 и11 и 14 абзацы о ветроопыляемости и самоопыляемости. Все остальное, кроме итогового абзаца, опустить.)

Урок 13. Плод. Его значение и многообразие форм. (Весь §25.)

Урок 14. Обобщение по теме. (Провести обобщение по теме на материале §26 о том, что растительный организм является живой системой.)

Урок 15. Корневое питание растений. (Весь §27.)

Урок 16. Воздушное питание растений. Фотосинтез. (Весь §28.)

Урок 17. Дыхание растений и обмен веществ. (Весь §30.)

Урок 18. Значение воды в жизни растений. (Весь §31.)

Урок 19. Размножение и оплодотворение растений. (§ 32 и 34. Весь §32. Из §34 первые четыре абзаца на с.123 об использовании вегетативного размножения в сельском хозяйстве.)

Урок 20. Рост и развитие растительного организма. (§35 и 36. Весь §35. По желанию учителя можно добавить к тому уроку краткий текст из §36 о суточных и сезонных ритмах вросте и развитии растений.)

Урок 21. Обобщение и повторение материала по теме.

Урок 22. Понятие о систематике растений. (Весь § 37.)

Урок 23. Водоросли. Общая характеристика. (§ 38 и 39. Из § 38 опустить весь текст о хроматофорах и хламидомонаде на с. 139 – это абзацы 8, 9, 10 и 11. Из §39 взять для изучения только краткий текст о бурых и красных водорослях и итоговый абзац.)

Урок 24. Моховидные и папоротниковидные как представители высших растений. (§40 и 41. Из §40 опустить весь текст о печеночниках – это абзацы 3, 4 и 5 на с. 145. Кроме того, снять весь текст на с.146 и 147, начиная с 8 абзаца о печеночниках. Из §41 использовать только текст на с.148 и 149. Текст на с.150 и далее снять. Лабораторные работы по изучению мхов и папоротников не являются обязательными и потому могут проводиться лишь по желанию учителя или в работе на кружке юных натуралистов.)

Урок 25. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе. (Весь §42.)

Урок 26. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе. (Весь §43.) Обобщение и повторение материала по теме.

Урок. 27. Понятие об эволюции растительного мира. (Весь § 46, а также итоговый абзац из §47.)

Урок 28. Многообразие и происхождение культурных растений. (Весь §48.)

Урок 29. Царство Бактерии. Общая характеристика и значение. (§ 50, 51 и 52. Из §50 взять тексты первых 6 абзацев – до текста об аэробах на с. 189; далее все опустить. Из §51 взять только текст на с.191 – это абзацы 4, 5, 6 о формах бактерий; далее все опустить. Из §52 взять только текст начала параграфа на с.194, включая начало абзаца о болезнетворных бактериях; далее все опустить.

Урок 30. Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе. (Весь §53. Из §54 только 3 и 4 абзацы о съедобных и ядовитых грибах.)

Урок 31. Лишайники. Общая характеристика и значение в природе. (Весь §55.)

Урок 32. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. (Весь §56.)

Урок 33. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. (Весь §57.)

Урок 34. Обобщение материала по всему курсу. Его можно провести как экскурсию по теме "Многообразие природных сообществ" или на уроке по теме "Жизнь организмов в природе". Для того или другого вариантов можно использовать материалы §59 или §60.

 

Категория: 6 класс | Добавил: lesonenpp (08.11.2010)
Просмотров: 5810 | Рейтинг: 4.2/6