• Девушка Эльф
    Методические разработки
  • Девушка в чёрном
    Интерактивные задания
  • Девушка в красном
    Презентации
  • Девушка в свадебном платье
    Итоговая аттестация
  • Девушка с бабочкой
    Разработки уроков

Биополимеры. Белки


Вопросы

1. В чем сходство и различия в строении аминокислот? Какой группой определяется уникальность свойств каждой аминокислоты?

2. Приведите примеры регулярных и нерегулярных полимеров из числа известных вам органических молекул.

3. Каждый вид живых организмов имеет свой уникальный набор белковых молекул. Чем объясняется многообразие белков?

4. Какие связи стабилизируют вторичную, третичную и четвертичную структуры белка?


Биологические задачи

1. Сколько может существовать вариантов полипептидных цепей, включающих 20 аминокислот и состоящих из 50 аминокислотных остатков? из 200 остатков?

2. Как происходит соединение аминокислот друг с другом? Составьте структурную формулу трипептида аланил-серил-глицин, подставив вместо R соответствующие радикалы. Почему первая аминокислота называется N-концевой, а последняя С-концевой?

3. Используя сокращенные названия пяти аминокислот, постройте несколько вариантов полипептидов с различной первичной структурой. Будут ли эти пептиды обладать одинаковыми свойствами?

4. Для того чтобы полипептид функционировал нормально, его цепь должна быть надлежащим образом скручена и светнута, т.е. он должен иметь совершенно определенную трехмерную конфигурацию. Чем это обеспечивается? Какое значение имеет конфигурация полипептида?

5. При гидролизе инсулина образуется 6,8 г свободной аминокислоты фенилаланина на 100 г белка. Рассчитайте массу аминокислотных остатков фенилаланина в составе 100 г инсулина, если молекулярная масса фенилаланина - 165, а масса остатка фенилаланина в белке - 147.

6. Ионы тяжелых металлов (меди, ртути, свинца) легко связываются с сульфидными группировками белков. Зная свойства сульфидов этих металлов, объясните, что произойдет с белком при контакте с этими металлами. Почему тяжелые металлы являются ядами для организма?

7. Мощнейшими факторами денатурации белков является их нагревание или воздействие различных облучений, например инфракрасного или ультрафиолетового. Объясните физический механизм их действия.


Интерактивные приложения

1. Структуры белка установить соответствие https://learningapps.org/view2532189

2. Определить на иллюстрациях структуры молекулы белка https://learningapps.org/view2530957

3. Установить последовательность структур белка https://learningapps.org/view2531772

4. Вставьть пропущенные слова https://learningapps.org/view2531797


Тест

1. Мономером белка является

  1. глюкоза 

  2. нуклеотид 

  3. аминокислота 

  4. азотистое основание

2. Сколько аминокислот образует все многообразие белков

  1. 170

  2. 26

  3. 20

  4. 10

3. Вторичная структура молекулы белка имеет форму

  1. спирали

  2. двойной спирали

  3. клубка

  4. нити

4. Водородные связи между СО- и NН-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, характерную для структуры

  1. первичной

  2. вторичной

  3. третичной

  4. четвертичной

5. Четвертичная структура молекулы белка образуется в результате взаимодействия

  1. участков одной белковой молекулы по типу связей S-S

  2. нескольких полипептидных нитей, образующих клубок

  3. участков одной белковой молекулы за счет водородных связей

  4. белковой глобулы с мембраной клетки

6. Молекула гемоглобина имеет структуру

  1. первичную

  2. третичную

  3. вторичную

  4. четвертичную

7. Денатурация белка может быть вызвана

  1. действием ферментов

  2. радиоактивным излучением

  3. высоким давлением

  4. высокой влажностью

8. Количество незаменимых для человека аминокислот

  1. таких аминокислот нет

  2. 20

  3. 10

  4. 7

9. Придают аминокислотам свойства

  1. кислые — радикал, щелочные — аминогруппа

  2. кислые — аминогруппа, щелочные — радикал

  3. кислые — карбоксильная группа, — щелочные — радикал

  4. кислые — карбоксильная группа, щелочные — аминогруппа

10. Пептидная связь образуется

  1. между карбоксильными группами соседних аминокислот

  2. между аминогруппами соседних аминокислот

  3. между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой

  4. между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой


Ответ: 1-3, 2-3, 3-1, 4-2, 5-2, 6-4, 7-2, 8-3, 9-4, 10-4

Контрольная работа